Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Дополнительная информация по правовым источникам адвокатуры

Уважаемые студенты 5 курса отделения "Судебная экспертиза"!

Просьба подготовиться к семинарскому занятию по лекционному материалу и этому дополнительному материалу. При наличии вопросов обращайтесь в кабинет 77







1. Зарубежное законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности
Глава 2. Законодательство Российской Федерации об адвокатуре и адвокатской деятельности
Глава 3. Нормативное регулирование государственной поддержки адвокатуры и адвокатской деятельности  Республике Дагестан

1. Зарубежное законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности

§1. Международно-правовые нормативные акты об адвокатуре и адвокатской деятельности

В основе правового регулирования в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.
В соответствии с ч.4 ст. 15  Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации  установлены иные  правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовые нормативные акты относительно института адвокатуры регулируют преимущественно два вида правоотношений:
1) в сфере судебной защиты
2) взаимоотношения  государства и адвокатуры.
К международно-правовым актам, касающимся института судебной защиты, относятся:
– Всеобщая декларация прав человека (3 сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48г.), утвердившая принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право лица на беспристрастное, открытое, гласное рассмотрение дела независимым и справедливым судом.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1976), закрепивший положение, что каждое участвующее в пакте государство приняло на себя обязанность содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека, право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом.
– Декларация прав и свобод человека и гражданина, ст.32 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Ст. 37 каждому гарантирует право на пользование квалифицированной юридической помощью.
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.) утверждает обязанность государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека.
– Принципы эффективного предупреждения и расследования  внезаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.).
– Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955, 1957, 1977, 1984 гг.).
– Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (ООН, 1985 г.), где в разделе «Доступ к правосудию и справедливое обращение» предусмотрено предоставление надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства.
– Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.).
– Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.).
– Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Милан, 1985 г.).
– Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступлений и злоупотребления власти.

Правообеспечительная деятельность государства в пользу адвокатуры регулируется рядом международных правовых актов.
   Так, «Основные принципы, касающиеся роли юристов» (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 27 августа–7 сентября 1990, г. Гавана) определяют, что каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.
   В соответствии с этим международно-правовым актом, правительства обязаны обеспечивать эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия, такого как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.
   Правительства обеспечивают предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.
   Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу, и в любом случае не позднее чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.
   Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом, признанными нормами и профессиональной этикой юриста.
В соответствии с «Основными положениями о роли адвокатов» (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.
   Является ответственностью правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.
   Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.
   Обязанностью правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.
   Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.
   Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.
   Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:
   а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;
   б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;
   в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.
   Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.
Международные правовые акты полно и подробно отражают и регламентируют принципы правовой помощи и адвокатской деятельности.

§2. Правовое регулирование адвокатской деятельности в Европейском Союзе

В соответствии с Хартией Европейского Союза об основных правах 2000 г. (ст. 47) каждому лицу в целях защиты своих прав гарантируется возможность пользоваться помощью юрисконсульта, защитника или представителя. Лица, не располагающими «достаточными средствами», могут претендовать на бесплатную юридическую помощь или компенсацию расходов на адвоката. Несмотря на указанное положение Хартии, статус адвокатуры и адвокатская деятельность в настоящее время регулируется в рамках ЕС, преимущественно, национальным правом.
Основными нормативными актами в рассматриваемой сфере правового регулирования являются Рекомендация № R (81) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию (1981 г.) и Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (2000 г.).
 Рекомендация № R (81) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию (принята Комитетом министров 14 мая 1981 г. на 68-м заседании заместителей министров) гласит, что ни одна из сторон не должна быть лишена возможности пользоваться услугами адвоката. Следует избегать обязательного обращения какой-либо из сторон к услугам нескольких адвокатов по одному и тому же спору, когда участие нескольких адвокатов не является необходимым. В тех случаях, когда в силу характера спора в целях облегчения доступа граждан к правосудию было бы целесообразно, чтобы они сами изложили свое дело в суде, участие адвоката не должно быть обязательным.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров 25 октября 2000 г.) говорит о том, что следует принять все необходимые меры для того, чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществления профессии адвоката без дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны органов власти или общественности, в особенности в свете соответствующих положений Европейской Конвенции по правам человека.
   Обязанности адвокатов перед своими клиентами должны включать:
   а) консультирование клиентов по вопросу их юридических прав и обязанностей, а также возможного результата и последствий дела, включая финансовые затраты;
   б) попытку разрешить дело, прежде всего, мирным путем;
   в) возбуждение судебного иска с целью защиты, уважения и обеспечения прав и интересов своих клиентов;
   г) избежание конфликтов;
   д) не брать на себя больше работы, чем они в состоянии выполнить.

Статутом Суда ЕС 1957 г. (ст. 17) установлен принцип обязательного представительства сторон по всем делам. Представителями физических и юридических лиц могут выступать только адвокаты. Круг лиц, уполномоченных выступать в качестве адвокатов в Суде ЕС, определен путем отсылки к национальному праву государств-членов Европейского Союза.
В Процессуальном регламенте Суда 1991 г. (ст. 37), далее, установлены порядок подтверждения полномочий адвоката и условия предоставления бесплатной юридической помощи (ст. 76).
Детальные предписания в отношении реализации права на компенсацию услуг адвоката закреплены в Дополнительном регламенте Суда (принят в 1974 г.).
Аналогичные правила представительства действуют и в Трибунале первой инстанции – втором судебном органе Европейского Союза.

2. Законодательство Российской Федерации об адвокатуре и адвокатской деятельности

§1. Законодательные и корпоративные нормативные правовые акты об адвокатуре и адвокатской деятельности

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая:
а) определяет компетенцию различных органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры (пункт "о" статьи 71, пункт "л" части первой статьи 72);
б) закрепляет право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);
в) устанавливает принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность адвокатуры, является, безусловно, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Глава 2 Закона посвящена правам и обязанностям адвоката. В трех последующих статьях (ст. 6, 7, 8) регламентируются полномочия и обязанности адвоката. Впервые на законодательном уровне закреплено ранее исключительно этическое понятие “адвокатская тайна”, что особенно важно для обеспечения доверительных отношений адвоката с клиентом и реального, гарантированного законом осуществления его права на защиту в суде, получение юридической помощи.
Глава 3 Закона посвящена статусу адвоката. В ряде статей раскрывается порядок приобретения статуса и иные связанные с ним положения.
Положения главы 4 раскрывают структуру адвокатуры, ее организацию.

К этой же группе нормативных актов отнесены:
– Кодекс профессиональной этики адвоката 2003 г.;
– уставы отдельных коллегий адвокатов, правила внутреннего распорядка;
– Инструкцию об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам (утверждена Минюстом СССР в 1991 году и действует в настоящее время с ограничениями);
– письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ 1993г. «О налогообложении коллегий адвокатов»;
– Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства (утв. Минюстом в 1994 году и последующие инструктивные письма к нему);
 – Постановление Правительства РФ 1993 года «Об оплате труда адвокатов за счет государства» и др.

§2. Законодательство, регулирующее правовое положение адвоката как участника судопроизводства

К данной группе законодательных актов, регулирующих правовой статус адвоката как участника процесса и механизм его реализации, можно отнести процессуальные кодексы:
– отдельные статьи УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный  кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и иное законодательство устанавливают правовой статус адвоката в гражданском, уголовном, арбитражном, конституционном и административном процессе, регламентируют его права и обязанности.
– Федеральные законы:
«О Конституционном Суде РФ (1994 г.) и некоторые из его определений, касающихся адвокатской деятельности,
«Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г. в редакции 1999 г.),
«Об исполнительном производстве» (21.07.1997г.),
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» (21.06.1995.)
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 48 провозглашает гарантированное право каждому гражданину на получение квалифицированной юридической помощи, причем в случаях, предусмотренных законом, таковая оказывается бесплатно.

Пунктом «л» ч.1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Адвокатская деятельность регулируется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с федеральными законами, органами власти субъектов РФ, министерствами, ведомствами. Так, к примеру, Правительство РФ своим постановлением устанавливает порядок и размеры вознаграждения адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. К аналогичным нормативным правовым актам субъектов РФ можно отнести Закон г. Москвы  от 23.10.2002 г. №52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы», Закон Омской области от 27.12.2002 г. №420-ОЗ «О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области», Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Республики Дагестан» от 30. 11.2005 г. и т.д.

Глава 3. Нормативное регулирование государственной поддержки адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)

Согласно п.3 статьи 24 Федерального закона вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В Республике Дагестан был принят закон «О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН» (08.12.2005, №57).

Настоящим Законом устанавливается:
порядок учреждения юридических консультаций, осуществления их материально-технического обеспечения;
порядок предоставления юридическим консультациям помещений и оплаты труда адвокатам, направленным для работы в юридические консультации;
порядок предоставления финансовых средств для обеспечения оказания юридический помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях;

Статья 2. Порядок учреждения юридической консультации

1. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, Правительство Республики Дагестан вносит представление в Адвокатскую палату Республики Дагестан о создании юридической консультации на территории соответствующего судебного района.
2. Представление Правительства Республики Дагестан о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:
1) о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
2) о числе судей в данном судебном районе;
3) о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
4) о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

Статья 3. Порядок и условия материально-технического обеспечения деятельности юридических консультаций
Статья 4. Порядок финансового обеспечения деятельности юридических консультаций
Статья 5. Предоставление помещений юридическим консультациям
Статья 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях
Статья 7. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатно

Закон РД "О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

Ст. 3 Виды бесплатной юридической помощи
1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и настоящим Законом.

Статья 4. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан являются:
1) органы исполнительной власти Республики Дагестан и подведомственные им учреждения;
2) органы управления территориального государственного внебюджетного фонда Республики Дагестан;
3) государственные юридические бюро;
4) адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь и наделенные правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 7. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами

1. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется Адвокатской палатой Республики Дагестан.

2. Адвокатская палата Республики Дагестан ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов Республики Дагестан, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 декабря заключает с Адвокатской палатой Республики Дагестан соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

4. Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

5. Адвокаты направляют в Адвокатскую палату Республики Дагестан отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Адвокатская палата Республики Дагестан направляет в уполномоченный орган ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

7. Ежегодный доклад должен содержать сведения о работе по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.

8. Ежегодный доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов на оказание бесплатной юридической помощи осуществляются уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Расходы на указанные цели предусматриваются в законе о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год.

10. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи определяются Правительством Республики Дагестан.

Статья 9. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи

1. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют категории граждан, установленные частью 1 статьи 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также следующие категории граждан:
1) неработающие инвалиды III группы;
2) вдовы ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации;
3) ветераны боевых действий;
4) члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;
5) вдовы сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей;
6) граждане, проживающие в труднодоступных и отдаленных местностях в Республике Дагестан в соответствии с перечнями, утвержденными законом Республики Дагестан;
7) многодетные родители и родители, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет в неполных семьях;
8) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:
а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
б) о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
в) о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
а) о взыскании алиментов;
б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Статья 10. Перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи

1) письменного заявления об оказании бесплатной юридической помощи;
2) подлинника документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, или его заверенной копии;
3) документа, подтверждающего отнесение к одной из категорий граждан, предусмотренных частью 1 статьи 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и частью 1 статьи 9 настоящего Закона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий